Russian English French German Latvian Polish Ukrainian

Масутацу Ояма: Философия каратэ - IV. РОДИТЕЛИ. ДЕТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

 

 

IV. РОДИТЕЛИ. ДЕТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.


чинданМолодые особи птиц и рептилий достигают развития ухе во время высиживания. Большинство новорожденных млекопитающих также развиты настолько, что могут передвигаться относительно свободно почти сразу после появления на свет. Самое же высокоразвитое млекопитающее является и самым беспомощным при рождении и нуждается в родительском уходе.
Человеку потребовались тысячи лет для достижения стадии развития, когда он смог ходить прямо на двух ногах. Думаю, что смена положения позвоночника с горизонтального на вертикальное, повлияла в какой-то мере на развитие человеческого мозга. Человек в своем развитии за 2-3 года должен пройти через подобные стадии: от ползания на четвереньках в младенчестве до передвижения на двух ногах. Немного больше требуется родителям, чтобы научить детей тому, чтобы они знали, как жить в обществе счастливо и безопасно. Возраст от 16 до 20 лет, до которого родители должны заботиться и защищать свое ребенка, означает, что отношения между родителями и детьми у людей глубже, чем у животных. Забота и привязанность к своим питомцам исчезает у животных, когда они достаточно повзрослели, чтобы жить самостоятельно. Семейные узы при этом распадаются и забываются. По этой причине, спаривание между родителями и детьми в животном мире не является необычным. Человеческие отношения очень сложны, и достижение подросткового возраста является как бы результатом не только воспитания, но и вредного влияния бесчисленного количества людей. Но, тем не менее, самыми важными и устойчивыми отношениями являю гся отношения между родителями и детьми. Ведь розовое, беспомощное, кричащее существо обычно рассматривается родителями как дар небес. Человек, верящий во врожденную доброту человечества, мог бы сказать, что жалость является основным звеном человеческой благожелательности и подтвердил бы это тем, что не найдется человека, который не пытался бы предотвратить падение ребенка в колодец. Но пример этот спорный, хотя он иллюстрирует общую необходимость защищать младенцев и заботиться о них. Обычно, когда ребенок теряет родителей в раннем возрасте, кто-нибудь занимает их место и воспитывает ребенка.
Широко распространено мнение о том, что родители должны жертвовать многим ради благосостояния своих детей и их воспитания. Это одна из основ, на которой стоит человеческое общество. Такие желания, как желания плоти, общения, обладания образуют горизонтальные социальные слои различной силы. Узы преданности между родителями и ребенком являются вертикальными осями, программирующими все общество и по толкованию Конфуция являются самыми важными. За исключением случайных и, следовательно, сенсационных и широко освещаемых событий, когда люди убивают своих детей, оставляют их или дурно обращаются с ними, в большинстве случаев они любят и защищают свое потомство. Но каково отношение потомства к своим родителям? Оно очень различно. Некоторые дети обожествляют своих родителей, другие обижаются на них, считая недостаточной родительскую любовь. Большинство детей, однако, благодарны родителям, хотя некоторые испорчены чрезмерной заботой и вниманием. Родители дают, дети берут. Никто не поймет своих родителей, пока не заимеет собственных детей. Хотя дети иногда забывают то, что отцы и матери - человеческие существа со своими потребностями и желаниями, родители стремятся пожертвовать многим ради них. Молодые часто не осознают свой неоплаченный долг до тех пор, пока это не станет поздно, и их родители не умрут. Согласно учению даоса Чжан-Гао (300 г. н. э), детям легко показать ласку через уважение и трудно проявлять ее через любовь. Это означает, что дети не способны любить так, как их любят родители. Но, как указывают восточные философы, люди, которые не могут проявлять внимание и сыновью почтительность, не способны успешно жить в обществе. Другими словами, пока человек лишь принимает любовь и внимание, даваемое ему родителями, он вряд ли получит любовь и внимание от других. Он берет и никогда не отдает. Он никогда не сольется с обществом. Часто молодые люди настаивают только на своих правах и игнорируют свои обязанности. С другой стороны, личность, осознающая любовь и внимание своих родителей и возвращающая им в полной мере или даже в большей, будет благодарна другим людям и обществу в целом за возможность общения. Как я уже отметил, общительность является характерной чертой для человека, и личность, которая проявляет сыновью почтительность, осознает это быстрее. Короче говоря, любовь к родителям - важный фактор, который отличает человека от животного. Потребность в общении стала результатом создания общества и цивилизации с их характерными чертами: языком, социальным укладом, обычаями и законами, правилами вежливости и т. д. Несмотря на условности, верно и то, что в человеческом обществе люди стремятся друг к другу потому, что нуждаются в общении и что уважение других и соблюдение правил и приличий при этом являются первостепенными. Как учит мораль древних, внушенное ребенку уважительное отношение к законам, обычай жить в мире и согласии с другими приведет к сыновней почтительности и осознанности любви родителей. Молодые люди, не любящие и не уважающие своих родителей, вряд ли могут достичь чего-либо значительного. Такие люди не могут одержать победу, а если все-таки победят, то не удержат при этом кого-нибудь из своих друзей, любимых, учителей. Поскольку сыновья почтительность является основой человеческой морали для школы киокушинкай, мы не разрешаем посещать занятия без письменного разрешения родителей. Мы учим всех наших воспитанников, что они не должны делать то, что родители считают неправильным. Тот, кто хочет добиться успеха в карате, должен иметь поддержку и одобрение своих родителей.
В период Хань (третий век до н. э.) классики, говоря о сыновней почтительности, указывали, что человек, уважающий своих родителей, никогда не сделает зла, и человек, любящий своих родителей, ни на кого не посмотрит свысока. Они говорили также, что человек, проявляющий сыновью почтительность, будет предан своему господину. Тот, кто уважает своих родителей, всегда будет жизнерадостным, а жизнерадостный человек всегда прекрасен. Некоторые воспитанники оспаривают связь между сыновним долгом и карате, и просят обучить их только карате, оставив мораль и философию на их усмотрение. Я всегда отвечаю на это, что путь карате - путь сыновней почтительности, этикета и общественного порядка.
Без таких устоев воинское искусство может привести только к жестокости, социальному беспорядку и нищете. Китайские классики дают практический совет для уважения и любви к родителям. Например, не надо надолго покидать родителей, но если это необходимо, родители должны быть оповещены о подобном намерении. В книге ритуалов говорится, что родителям нужно создать тепло зимой и прохладу летом, и каждое утро справляться о их здоровье. В этом же источнике говорится о том, что нужно услаждать родителей музыкой, если они больны. Мэн-цзы учит, что привязанность и забота о родителях - долг на всю жизнь, и добавляет, что родители не должны поучать, что есть добро для их детей, но гораздо хуже, когда дети пытаются учить своих родителей добру.
В комментариях "Гоюй" и в тексте летописи "Чюньцю" утверждается, что хорошо обсуждать достоинства родителей, а не их недостатки. Подобных примерев можно привести гораздо больше, по суть в том, что уход и забота о родителях до самой их смерти являются основными человеческими обязанностями. Сверх обеспечения материального благополучия и защиты, ребенку необходимо стать такой личностью, которой бы гордились его родители, которая стремилась бы продолжать семейные традиции и могла бы успешно добиваться поставленных целей. В книге ритуалов перечисляются обязанности детей перед родителями в следующем порядке: уважение, не совершать поступков, за которые родителям было бы стыдно и, наконец, материальное благополучие и безбедность. Интересно то, что материальное благополучие следует за беспокойством о чести родителей. К сожалению, некоторые молодые люди, особенно те, кто состоит в террористических организациях (например таких, как Японская Красная Армия), совершали бесстыдные поступки, из-за которых их родители не могли вынести позора и вынуждены были покончить жизнь самоубийством. Во всех случаях дети должны быть верны своим родителям, своему окружению и, наконец, самим себе, так, чтобы стать достойными членами общества и своим поведением утверждать высокие моральные устои воспитания, данные родителям.
Карате - воинское искусство без оружия, требует упорной, жестокой тренировки и, следовательно, развивает большую физическую силу. Но это не единственная цель, так как карате отличается от других видов борьбы тем, что сосредоточивается на духовном росте и совершенстве. По мере того, как воспитанник становится более сильным и ловким, он развивает самосознание, которое преобразует его личные качества. Очень часто родители трудных подростков говорили мне, что их сыновья стали хорошими гражданами и любящими детьми в результате занятий карате. Я считаю это доказательством того, какой важный вклад вносит в исправление недостатков современного общества киокушинкай карате.
Как я уже отметил, сыновья почтительность является одним из требований, установленных мною для желающих заниматься карате. Путь карате - путь воинского искусства, путь почтения и уважения родителей. Все пути сливаются в один, все они истинно человеческие и соответствуют богов.