Russian English French German Latvian Polish Ukrainian

Масутацу Ояма: Философия каратэ - ΙΙΙ(Ι). СМЕЛОСТЬ, ОТВАГА, ЧЕСТЬ.

 

 

ΙΙΙ(Ι). СМЕЛОСТЬ, ОТВАГА, ЧЕСТЬ.


чинданМеня часто спрашивают, где человеку набраться смелости, которая необходима для поединка и вообще для жизни. Несомненно, люди думают;
что я преисполнен храбростью, так как в разное время находил выход из опасных ситуаций, когда мгновение решало вопрос жизни и смерти. Да, я действительно сталкивался с различными ситуациями и показывал львиную храбрость. Каждый проходит через страх и смелость. Все зависит от индивидуального духовного состояния и обстоятельств момента. Тем не менее смелость является значительным фактором. Никому не нравится быть трусом, и я уверен, что как женщины, так и мужчины, хотят всегда быть доблестными. Самый скорый метод в достижении смелости - следовать выбранному пути и быть готовым лишиться жизни ради справедливости. Человеку, идущему по этому пути, и не беспокоящемуся о своей славе и судьбе, нечего бояться. Я уже выделил строки, где говорится, что тот, кто чист сердцем, подобен Небу. Это означает, что человеку не нужно ничего бояться, если дух его не замутнен, если нет причин для стыда, и если у него нет сомнений в правильности выбранного пути. Такой человек уже посвятил свою жизнь служению другим и, последовательно, со всей твердостью готов встать перед лицом любой опасности. Древнегреческий философ Сократ демонстрирует это примером своей жизни.
Во-первых, он повел себя как храбрец, когда две враждующие армии остановились на отдых недалеко друг от друга. Сократ подошел к линии врага, небрежно выяснил ситуацию, повернулся и бесстрашно пошел назад. Затем, будучи патриотом, он отказался бежать из тюрьмы потому, что это противоречило афинским законам. Наконец, он бесстрашно принял яд, который означал смертный приговор. Человек глубокой справедливости, обвиненный в ложности философских взглядов, Сократ не знал страха. Подобная убежденность и преданность справедливости может помочь всем нам преодолеть большие и малые трудности в жизни. Миямото Мусаси говорил, что сожалеет о содеянном. Если вы уверены в своих словах, стремлениях, мыслях и действиях, и делаете все, что в ваших силах, вам ненужно будет сожалеть о результатах. Страх и дрожь немного значат для человека, который не жалеет усилий и надеется, что все будет преодолено, как только он захочет этого.
Помню, как я ужаснулся от условий предстоящих поединков в США. Мои противники были знаменитыми боксерами-тяжеловесами, чьи удары были смертельными, и их сила достаточна, чтобы разбить мне голову или сломать шею. В Америке все - бизнес. Наградой за поединок были 5000 долларов, и боксеры жаждали увеличить свою популярность, поставив на место маленького японского каратиста, не беспокоясь о его жизни. Хотя и мои намерения касались денег, но сильнее было желание увеличить славу карате, и, более всего, я был вдохновлен гордостью и преданностью древнему воинскому искусству. Я был уверен в мощи карате и верил в свое мастерство.
Тогда я работал с профессиональным менеджером и чувствовал, что готов победить ради него. К несчастью, вначале я принимал участие в показательной борьбе с Великим Теге, но когда отказался играть роль плохого парня и всегда проигрывать встречи, я прекратил эту работу и стал искать противников для схватки один на один. В те дни это было очень необычным. Великий Теге пригласил меня в Соединенные Штаты, как представителя школы дзюдо и каратэ. Будучи озабочен коммерческой стороной дела, что меня не сильно волновало, Великий Теге был, тем не менее, настоящим патриотом, уважал мои идеалы и относился ко мне очень хорошо. С моим критическим отношением к нему я бы не жаловался, если бы он позволил мне умереть с голоду. Я должен был выиграть матч с боксерами-профессионалами, но ряд проблем огорчал мою, обычно живую, тренировку. Во-первых, я был в другой стране, где должен был беспокоится о денежных делах. Во-вторых, я столкнулся с противниками, обладающими огромной силой. За день до начала матча я колебался между приступами страха и искренними молитвами. И когда человек проигрывает, он должен выяснить, почему это случилось, и тренироваться со всей энергией, чтобы исправить ошибки, которые провели к поражению.
Может быть, человек, который не примет участия в матче, когда ему предложат поехать в Америку, привлечет друзей своей скромностью. Но через несколько лет он будет далеко позади трудолюбивых учеников, которые делают максимальные усилия, чтобы стать сильнее и способнее для достижения высших ступеней карагэ. В то время, когда другие упорно продвигаются вперед, скромные маленькие люди живут в своем маленьком мире. Для некоторых достаточны чистая работа, домик в пригороде, семья и немного счастья. Но я полагаю, что человек должен участвовать в схватках, должен пытаться расширить угод своего зрения и стремиться быть выше самодовольного консервативного мирка.
Каждый знает, что такое трусость. Каждый боится проиграть. Боится умереть. Но устрашаясь на своем пути, остается трусом и в жизни. Путь для обладания смелостью следует искать на поле конфликта. И гарантированная дорога к победе в конфликте - желание рисковать жизнью. Это желание является более важным, чем мастерство и сила, потому что оно возбуждает в мозгу состояние тревоги, которое мобилизует все силы. Каждому известны случаи, когда слабый ребенок во время отчаяния демонстрирует необычайную силу. Это происходит оттого, что тревога и риск становятся мощным приводом. Такое состояние способствует преодолению границ жизни и смерти, чему учит нас дзэн-буддизм и что отражено в бесчисленных эпизодах из жизни великих полководцев и властителей Востока. Боясь повториться, я должен, однако, сказать, что путь к истинной смелости не есть монашеское отречение от мира, но это преданность делу на благо других людей. Часто участие в схватках напоминает своего рода вид религиозной тренировки. Человек, готовый рисковать жизнью, сталкивается с трудностями, которые он должен преодолевать. Он бросает вызов смерти и после каждой победы делает это снова. Так как он думает о справедливости и благополучии других, он становится не только храбрым, но и гуманным. Он не боится смерти и помнит слова Юлия Цезаря, что трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды. Это является важным в киокушинкай карате, где поощряется полный контакт в кумитэ. Тренирующиеся в других видах каратэ и иногда даже последователи киокушинкай в других странах утверждают, что боятся ударов кумитэ. Несомненно, это может быть страшно, но противник боится тоже.
Вот почему человек, который поддерживает близкую дистанцию с противником, использует страх другого человека и ничего не боится сам. Как сказано в стихах дзэнского патриарха Такуана (1686-1769 гг.): "Когда клинок разящий занесен над годовую - ад, но шаг вперед - и ты владеешь раем". Именно поэтому мы говорим: "Делайте шаг вперед, затем другой, третий". Ученики киокушинкай преодолевают страх и обретают смелость. Киокушинкай кумитэ - кумитэ смелости.
Я волновался. Мое состояние не улучшилось даже от эмоционального воздействия красивой женщины. Многие вещи могут приносить радость и оживление в жизни, но в то время, когда полная чистота разума и преданность задаче жизненно важны, это было отвлекающим. Возможно, я был перед лицом смерти, и у меня не было времени на романы.
Время от времени каждый сталкивается со страхом смерти. Страшно ощущать, что смерть является концом осознания мира. Религии и философии всех видов призваны помочь человеку побороть страх перед смертью. Некоторые религии настаивают на том, что человек должен жить, чтобы заслужить счастливую долю в другом мире, другие подобно адептам школы Дзэн, говорят, что мы должны стараться еще в этом существовании постигнуть истину относительно жизни и смерти.
Любой подход может быть значимым для человека, который старательно поддерживается избранного пути. Однако, по моему, лучшей и наиболее значительной возможностью смотреть в лицо жизни и смерти, является возможность иметь цель в жизни, лелеять эту главную цель, и каждый день жить так, чтобы выполнять ее искренне на возможно более широком социальном уровне. Люди существа общественные. Лишь некоторые из них могут жить идеальной жизнью в полном отрешении от мира. Полной жизнью живет тот, кто живет по принципу личного чувства справедливости и желания видеть установленную справедливость везде. Для меня спокойная погруженность, в которой приверженцы Дзэн находятся в размышлении, заменяется общим погружением, которое я испытываю в изматывании себя тренировкой. Обливаясь потом, я отдавался полностью тому, что делал на тренировке, и преступал предел жизни и смерти. В этом случае возможно победить трусость.
Перед матчем я работал до тех пор, пока разум и тело не стали гибкими и эластичными. Позже, когда начался матч, крики толпы были едва слышны. Я ни о чем не думал: ни о победе, ни о поражении, но я смог ускользать от атак противника и атаковать сам. Смелость полностью мобилизует, поглощает.
Человеку, который может полностью проявить свою силу, и человеку, живущему в соответствии с избранным путем, этого достаточно. Несведущая толпа может судить на основании случайных результатов поражения или победы. Но боец, верящий в справедливость своих действий, безразличен к их хуле и восхвалению. Люди должны тренироваться так, чтобы они могли игнорировать критику зрителя, который не имеет понятия о трудностях следования по пути с преданностью и собранностью. Если вы можете быть безразличными к мнению непосвященных, то сможете стать и безразличными к жизни и смерти, богатству и бедности. Мне нравится отрывок из сочинения Ли-цзы, классика неодаосизма, написанный в Китае в II веке н. э., где говорится: "Жизнь выглядит подобно смерти, богатство подобно бедности, человек - свинье, а свинья человеку". Человек, сказавший это, достиг вершины, он обладал истинной смелостью. Храбрый человек готов умереть вечером, если он понял истину утром. Это не означает, что он ищет смерти, но когда она придет, он готов встретиться с ней в полном спокойствии.
Обучая карате, я встречался с разными людьми. Некоторые достигали успехов, некоторые были ленивы. За короткий период 6 месяцев (или год) трудно узнать границы, до которых будут совершенствоваться люди. Некоторые хорошо скоординированные и быстро делающие успехи, почивая вначале только на лаврах, становятся ленивыми и, наконец, видят себя обиженными другими. Иные, хотя и обещают пойти далеко, слишком боятся участвовать в поединках. Они достаточно сильны, но уклоняются от состязания с сильными противниками и не принимают участия в соревнованиях на личное первенство. Если у них есть соперники, они избегают их. Они общаются только со старшими, кто подобен им и защищает их. Это является одним из путей жизни, который я не одобряю. Если человек подвергает себя опасности, то он не должен беспокоиться об этом. Страдания от значительных ран и являются тем путем, чтобы стать сильным. Как я уже отмечал, жизнь человека, выбравшего путь, по которому он будет следовать, может проходить в одиночестве. Я уже писал, что люди иногда отдаются одиночеству в горах и тренируются с такой отрешенностью и преданностью, что другие считают их сумасшедшими.
Сейчас, как и прежде, полная преданность является единственным путем для достижения чего-либо значительного и устойчивого. Несмотря на это, каратисты должны быть безразличны к судьбе. Путь, который мы избрали, содержит высокие стремления и цели. Хотя природа этих целей изменяется с личностью, мое толкование их следующее: мой путь - путь карате - является также путем гуманности и соответственно относится к пути богов. Неважно, как долго мы должны идти по пути гуманности. Возможно, лучше было бы сказать, что мы никогда не должны отдаляться от принципов гуманизма, несмотря на возможное одиночество на этом пути. Однако, изоляция - неправильна и вредна. В тюрьме, где я тренировался в одиночку, а также в горах самым трудным было перенести отсутствие общения. Человеку не суждено жить одному без контактов интеллектуальных и эмоциональных, без любви к другим людям. Может быть и есть такие действительно "одинокие волки" в мире животных, но благодаря своему интеллекту и дару речи, человек не может жить без своих близких. Ему необходим собеседник, даже если это он сам. Это верно и для тех, кто избрал путь карате.